Размер: м с б
Интервал: м с б
Цвета: Ц Ц Ц
Изображения:
Единая служба социального сопровождения детей-инвалидов Московской области “ДАР”
glasses
Версия для слабовидящих
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ btn

Многие мамы спрашивают, какие симптомы аутизма? Как распознать болен ребенок или нет? На что обратить внимание? Как его лечить? Вопросов, действительно очень много. Давайте, разберемся.                                                                                      

 Специалисты выделяют четыре группы степени аутизма, для каждой из них характерны свои симптомы.

1 группа - это глубокая степень аутизма. У детей с такой степенью невозможно поймать взгляд. Они не реагируют на обращения, не смотрят целенаправленно в глаза, не обращаются к другим, даже с помощью жестов и не пользуются речью. Лишь очень редко они произносят одну фразу или слово. Дети смотрят часами в окно, неподвижно сидя или раскачиваясь. Но если что-то изменится привычное, это может вывести его из себя. Дискомфорт обычно выражается в плаче или криках.

2 группа. Симптомы аутизма выражены в меньшей степени. В привычной обстановке ребенок ведет себя нормально, но в «чужих» стенах ребенок впадает в страх.  Боязни ребенка-аутиста совершенно нетипичные. Он, например, может бояться испачкать руки или зайти в туалет. Речь может присутствовать, но ребенок часто путает местоимения, говорит о себе в третьем лице, употребляет «штампы» из книг или телевизора и при этом не отвечает на вопросы.

3 группа. Дети с этой степенью аутизма не выглядят отрешенными или замкнутыми. Они могут много говорить, но их речь обычно не обращена к собеседнику. Ребенком овладевает интерес к какой-либо сфере жизни, которую он может изучить досконально, рассказать наизусть всю информацию.

4 группа. Это аутизм легкой степени. Дети способны к общению, но при малейшем противодействии легко теряются. Движения медлительные, неловкие, мимика и жесты отсутствуют. Нарушения у таких детей часто диагностируются как задержка развития.

  Как же лечить маленького аутенка? В привычном понимании слова лечение детей с таким диагнозом не проводится, так как препаратами и физиопроцедурами аутизм не лечится, потому что не является болезнью. И таблеток от аутизма не существует. Аутята просто другие дети, которые живут в своем обособленном мире, в котором им интереснее, чем в обычном и привычном для нас. И адаптация детей-аутят в обществе зависит от нашего с вами восприятия и принятия их как личностей. 

Родителям маленького аутенка конечно же, не избежать визита к психиатру. Предписания специалиста, как правило, включают стандартный набор: занятия с логопедом, дефектологом и психологом.

    Для коррекции аутизма у детей существуют различные реабилитационные программы, чаще всего они основаны на поведенческой терапии. Например,

  • Программа «АВА». Все навыки, которые даются ребенку тяжело, разбиваются на мелкие действия. Поведенческая терапия для аутистов построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет. Это пошаговое разучивание огромного количества предметов и действий и требует колоссального времени и усилий. Самим родителям редко удается справиться с такой задачей. Поэтому программа АВА обычно требует привлечения к процессу нескольких специалистов, которые по очереди работают с ребенком.
  • Программа «Игровое время». Она не предполагает слишком жесткой «дрессировки», как при АВА терапии. Изначально специалист или родитель, наоборот, подстраиваются к ребенку, имитируя его действия, чтобы установить первичный контакт. К примеру, нужно часами тереть чем-нибудь по стеклу, чтобы установить контакт с ним и т.д.
  • Программа «РМО» (развитие межличностных отношений). Она основана на том, чтобы помочь ребенку с диагнозом ранний детский аутизм  восстановить интерес к общению с людьми. И в отличие от АВА метода, здесь не используется никаких «наград» за выполненное действие. Подразумевается, что наградой становятся сами позитивные эмоции, которые ребенок учится испытывать от контакта с людьми.
  • Сенсорно-интегративная терапия. Основана на снижении или наоборот стимулировании чувствительности ребенка и оказании ему помощи в правильной обработке информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия будет заключаться в ощупывании разных на ощупь предметов. 

 На самом деле, методик очень много, это и музыкотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия и т.д. Родители, которые совсем недавно узнали о диагнозе ребенка, могут отчаянно пробовать всё подряд и легко поддаваться явно ложным обещаниям. Однако, не забывайте, что все существующие методики могут лишь помочь контролировать поведение ребенка, изменять особенности поведения или развивать определенные навыки, чтобы сделать жизнь малыша более-менее простой и качественной. Но, аутенок всё равно будет нуждаться в вашей поддержке и помощи.

И еще несколько важных вещей, без которых статья о реабилитации аутят для родителей будет неполной.
Не верьте ни слишком оптимистичным, ни слишком пессимистичным прогнозам. Относитесь к аутичному ребенку не как к безнадежному инвалиду, не как к скрытому гению, который «всем еще покажет», и не как к инопланетянину. Аутизм – это не повод ни для бездействия, ни для стыда, ни для гордости.

Не слушайте совета «просто любить, принимать таким как есть, не мучать ребенка занятиями и диетами». Здесь нет дилеммы. Любите и принимайте своего ребенка, боритесь с его заболеванием.
Постарайтесь начать реабилитацию ребенка как можно раньше, от этого будет зависеть результат. Высока вероятность того, что маленький аутист не станет полностью здоровым, но его способность получать удовольствие от осмысленной и полезной деятельности, быть самостоятельным, разделять радость с другими людьми во многом зависит от ваших сегодняшних усилий.

И еще, не ищите «таблетку от аутизма», не рассчитывайте на короткий и легкий путь. Старайтесь всегда иметь план конкретных действий на ближайшую перспективу.

Постарайтесь не думать, что вам тяжелее всех. Именно здесь таится опасность впасть в уныние, а то и в гордыню, потерять друзей.

Общайтесь с родителями особых детей, обменивайтесь информацией и опытом. И принимайте помощь, особенно если вы только в начале пути. Со временем вы сможете помогать другим.

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

Павлецова Н.Н.