Размер: м с б
Интервал: м с б
Цвета: Ц Ц Ц
Изображения:
glasses
Версия для слабовидящих
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ btn

Психологи считают игру одним из главных средств социализации личности. Это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте детей. Как известно, в игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка, игра влияет на все стороны психического развития. Еще  А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Помощь ребенку в развитии  умственных, речевых, физических, нравственных и эстетических способностях — это повседневный труд окружающих ребенка лиц, и прежде всего родителей. Ведущую роль в этой помощи занимает организация игр ребенка.

  1. Игру с детьми с ОВЗ, лицам воспитывающим их, следует рассматривать прежде всего как терапевтическую процедуру, и только потом как забаву.
  2. При выборе игрушки, взрослый  должен учитывать возраст, умственные и физические возможности ребенка.
  3. Важен радостный психологический настрой ребенка при начале игры. Этот настрой должен  формировать и поддерживать взрослый, который становится активным участником игры.
  4. Каждая игра должна проводиться целенаправленно. Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм ребенка, больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению его естественной потребности в движении.
  5. Необходимо учитывать возраст ребенка  и его психические и физические возможности. Одних детей приходится учить правильно употреблять игрушки, а другие могут начинать с довольно сложных игровых действий. Важно то, что игры должны быть связаны по своему содержанию с опытом детей, соответствовать их представлениям об окружающем мире.

 

Как научить ребенка играть и какую игру выбрать?!

  1. Игры  следует проводить регулярно, желательно ежедневно. Продолжительность может быть: от 2-3 мин до 20-30 мин с детьми более старшего возраста, контролируя время игры, следует учитывать умственную работоспособность ребенка.
  2. Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения простейшим манипуляциям с игрушкой по ее назначению. Например, вместе уложить куклу спать, накрывая одеялом и т. п. Или накормить и погладить игрушечного котика.

В момент игры взрослый простыми доступными словами проговаривает все действия, которые показывает ребенку. Например: «Сначала куклу (Машу) мы причешем расческой, теперь положим куклу спать и накроем одеялом» и т. д.

Достигать эмоционально-положительного настроя и интереса к игрушке можно, если сам родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо обращать внимание ребенка на цвет, форму, величину предметов вовлеченных в игру.

Проводя манипуляции с предметами, у детей формируются умения выполнять действия по образцу, одновременно формируются навыки подражания и запоминания.

Проводя занятия по сличению признаков предметов, соблюдайте следующие условия:

  1. Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет, напоминайте: «Посмотри внимательно», «посмотри и найди такой же, похожий». Сначала ребенок должен уловить сходство цвета, затем формы, потом величины.
  2. Количество сортируемых предметов должно возрастать постепенно.  Не стоит вовлекать разнообразие форм сразу. Делайте это постепенно, обучая детей сличению предметов по их признакам (цвету, форме и величине)
  3. Учите детей возводить постройки из кубиков, палочек или деталей, по показу и образцу.  Образец должен находиться у ребенка перед глазами.
  4. Регулярно проводите занятия по обучению детей составлению целых предметов из их частей, развивая целое зрительное восприятие предметов. Если ребенок после показа легко составляет из двух частей целое изображение, то попробуйте предложить ему сложить разрезанную картинку из трех, а затем четырех частей.
  5. Никогда не заставляйте ребенка играть, если ему этого не хочется. Это взрыв вовсе не положительных эмоций. 

Учитель-дефектолог Клюева С.В., отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями ГКУ СО МО "Королевский СРЦН "Забота"