Размер: м с б
Интервал: м с б
Цвета: Ц Ц Ц
Изображения:
glasses
Версия для слабовидящих
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ btn

 

  Слепоглухота — это одновременное поражение органов слуха и зрения. У каждого слепоглухого своя причина, которая привела к инвалидности. Одни становятся слепоглухими в детстве, получив осложнения от болезни, другие рождаются с таким недугом, а третьи теряют слух и зрение уже в более позднем возрасте, в результате несчастных случаев или болезней.

  Вообще, врачами принято выделять пять категорий слепоглухих – это тотально слепоглухие, практически слепоглухие, слабовидящие глу­хие, слепые слабослышащие и слабовидящие слабослышащие де­ти. 

  В наиболее трудном положении находятся тотально слепоглухие детки, которые полностью лишены зрения и слуха. При этом большинство таких малышей не родились такими, а лишились способности видеть и слышать окружающий мир в процессе жизни.

  Если говорить о типологии слепоглухих детей то отметить, что практически невозможно найти двух одинаковых слепоглухих детей. Все больше появляется малышей, дефекты зрения и слуха которых не столь уж значительны, но они совершенно не способны использовать свои остатки зрения и слуха без специально организованной педагогической помощи.

   Как же учат жить таких малышей? Ведь, приступая к воспитанию и обучению слепоглухих детей, многие родители сталкиваются с проблемами такой сложности, что разрешить их поначалу кажется невозможным. Слепоглухой ребенок, лишенный зрения и слуха, поневоле оказывается выключенным из общечеловеческого мира. Недаром говорят, что слепоглухие самые одинокие люди на свете. Особенно остро эта проблема встаёт в случае не с людьми, ослепшими и оглохшими уже будучи взрослыми, а с детьми. Ведь у них сразу отсутствуют именно те чувства, через которые в основном и поступает культурная информация. И они оказываются словно окружены непроходимой стеной от всего остального мира, обитателями «страны молчания и тьмы».

  Как же жить на ощупь?? Вся сложность воспитания слепоглухого ребёнка состоит в том, что здесь необходимо решать головоломные задачи, которые не составляют никакой трудности в случае с «нормой». Как элементарно научить ребенка следовать определенному режиму дня, когда у него нет даже представления о смене дня и ночи? Или зачерпывать суп из тарелки ложкой? Ведь такой ребенок ничего не видит и не слышит, ему нельзя ничего ни показать, ни сказать. Сам он тоже ничего не может сказать. И если такой малыш глух от рождения или потерял слух в раннем детстве, зна­чит, он никогда не слышал человеческой речи и не знает, что существует язык и слова, обозначающие предметы и мысли.

  Каждый этап обучения слепоглухонемого ребенка связан с конкретной, постепенно усложняющейся трудовой деятельностью, которая обеспечивает его индивидуальное самообслуживание, потому что она служит удовлетворению его потребностей в еде, защите от холода и движении. Эта деятельность осуществляется под руководством и при помощи педагога и родителей и носит характер совместных действий.

Совместные предметные действия нужны не только для формирования элементарных навыков самообслуживания. На занятиях происходит обмен мыслями с помощью предметов, то есть малыш и педагог в буквальном смысле разговаривают «языком» предметов. Ведь, ребенок еще не владеет никакими специальными средствами общения, но при получении от педагога ложки, которую он уже неоднократно использовал во время еды, у ребенка возникают ассоциации с приемом пищи. Такое предметно-действенное общение предшествует формированию специальных средств общения.

  Родители, которые принимают ребенка таким, как он есть, и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым активным и самостоятельным действиям ребенка, как правило, добиваются больших успехов. Решающим моментом во всех известных слу­чаях успешного развития слепоглухих детей являлось именно чут­кое и творческое отношение родителей к ребенку, благодаря ко­торому удается пройти начальный уровень воспитания ребенка в семье до поступления его в школу.

Вот несколько советов от специалистов родителям, которые воспитывают слепоглухого ребенка:

  1. Ни в коем случае не изолируйте ребенка.
  2. Всемерно поощряйте активность в осязательном исследовании пространства.
  3. Осуществляйте совместно-разделенную деятельность в самообслуживании.
  4. Применяйте импровизированные средства общения (жесты), обозначающие предметы, действия, связанные с удовлетворением естественных потребностей.

   И не забывайте, что нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Даже небольшое продвижение в развитии способствует обретению большей само­стоятельности и, следовательно, уверенности в себе. Успехи ре­бенка во многом бывают обусловлены мужеством его близких, их оптимизмом и уверенностью в своих силах.

 

                                                                                                                                           Павлецова Н.Н.,

                                                                                                                                           специалист по социальной работе

                                                                                                                                            портала «ДАР»