Умственная отсталость - это психическое отклонение в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается поражение центральной нервной системы, в результате которой идет снижение познавательной деятельности.
В отличие от физических дефектов, психические отклонения определить у ребенка в раннем возрасте очень трудно, ведь признаки заболевания начинают проявляться в процессе развития малыша.
Существуют три степени умственной неполноценности – идиотия, имбецильность и дебильность.
Дебильность — это легкая умственная отсталость. Внешне дети с таким недугом никак не отличаются от своих сверстников. Обычно они страдают неспособностью концентрировать свое внимание, поэтому часто испытывают проблемы в обучении. Но при этом они обладают достаточно хорошей памятью. Зачастую их нервирует незнакомая обстановка и они чувствуют сильную зависимость от близких людей.
Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости. Дети с таким диагнозом понимают обращенную к ним речь, могут овладеть простыми трудовыми навыками и имеют относительно развитую речь. При этом у них довольно неустойчивое внимание и наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Таких деток можно научить обслуживать себя, но жить отдельно от близких им людей без посторонней помощи они не способны. Они нуждаются в уходе и постоянном контроле.
Идиотия – это тяжелая форма умственной отсталости. Такие малыши не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены. У них наблюдаются нарушения координации движений, моторики, поведения и эмоций. К сожалению, такие дети плохо обучаемые. И главная задача родителей научить их элементарным навыкам самообслуживания.
Пока еще медицина не располагает средствами, которые позволяли бы лечить умственную отсталость. Воспитательные меры в сочетании с лекарственными препаратами остаются основным оружием борьбы с такими поражениями. Но в терпеливых и любящих руках это оружие приобретает большую силу. Родители должны понимать, что умственная отсталость – это не приговор, не болезнь, а индивидуальная особенность психики. Обучаться и развиваться умственно отсталые дети способны, но до определённого лимита и по специальным программам. Поэтому, чем раньше родители осознают это и примут своего малыша таким, тем проще ребёнку будет адаптироваться к самостоятельной жизни в будущем.
Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с реабилитологом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).
Поэтому, родители детей с диагнозом умственная отсталость не должны отчаиваться! Чем раньше вы обратитесь в реабилитационный центр и начнете занятия по специальным программам развития детей с умственной отсталостью, тем больше будет шансов у малыша восполнить недостающие навыки, а в будущем освоить несложную профессию и стать полноценным членом общества.