Очень часто от родителей можно услышать, что их ребенок испытывает большие затруднения в заучивании самых простых стихотворений, но великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Все дело в том, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста зрительная память и речедвигательная развита лучше, чем память речеслуховая. А память детей с ОВЗ отличается еще и качественным своеобразием. В первую очередь у них ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания, наблюдается неточность воспроизведение и быстрая утеря информации.
Многие слышали о мнемо-таблицах, упрощающих запоминание материала. А еще можно процесс запоминания соединить с процессом создания целой картины. На своих психологических занятиях Юлия Евгеньевна Тарасова с опорой на эмоции, художественный образ и сочетание речи и движений учит с детьми стихи. В ходе работы можно зарисовать каждую строчку или смысловой отрезок, создав целостную картину. Далее нужно воспроизводить стихотворение наизусть с опорой на рисунок. Следующий этап — удержание рисунка в уме, то есть лист с художественными подсказками надо убрать.
При помощи данной техники дети с успехом разучивают стихи для мероприятий и конкурсов. Кроме того, сам процесс заучивания доставляет ребятам много положительных эмоций!
"Ночь. Настало время сна. Лишь луна не спит одна"
Арт-терапия с элементами пластилинографии часто используется на занятиях отделения ОВЗ "Шатурского СРЦН".
Работа над пластилиновой картиной помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев рук (что очень способствует развитию речи).
«Занимательные камешки», программа, реализуемая в отделении ОВЗ Шатурского СРЦН это замечательное средство развития мелкой моторики, мышления, речи, общения и воображения детей разного возраста. Она была разработана и введена в работу психологм отделения Тарасовой Юлией Евгеньевной.