Эффективные информационные технологии обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на примере ГБУСО МО «КЦСОР «Реутовский»
Дубровина Л.Ю.
специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
В современном мире информационно-коммуникационные технологии становятся важнейшим фактором, определяющим развитие общества. Поэтому владение информационными технологиями является необходимым качеством каждого человека, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы компьютер все чаще применяется в области специального образования как наиболее адаптивное и легко индивидуализируемое средство обучения. Грамотное применение разнообразных компьютерных технологий способствует эффективной коррекции нарушений и создает особую "терапевтическую" среду, стимулирующую развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с ограниченными возможностями – обучение основам компьютерной грамотности и новым информационным технологиям позволит в дальнейшем легче адаптироваться к условиям взрослой жизни, даст возможность выбора профессии, дистанционного обучения (при необходимости), общения с внешним миром.
Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Реутовский» всегда понимал значимость информационным технологиям и с 1997 года был основан компьютерный класс. В котором вот уже более 20 лет проходят компьютерные занятия по курсу «Информационная культура для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу может быть весьма многогранным и обширным. Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.
Развитие творческих способностей по «информационной культуре» проходят не только с помощью обучающих и развивающих компьютерных игр, но и с помощью графического редактора.
С 2017 года наш центр начал использовать книги с дополнительной реальностью. Книги с дополненной реальностью или AR-книги (Augmented Reality) — это обычные бумажные книги, которые можно «оживить» с помощью приложений. Это не только носит развлекательный характер, но и позволяет информационно обогатить содержимое книги, дать больше наглядных знаний, усилить образовательный эффект.
Пример – энциклопедия о строении Земли. Изучая различный 3D-контент, читатель получает отличную визуализацию новой информации.
Тем не менее, даже от существующих AR-книг ребёнок может быть в восторге — настолько необычным ему может показаться сама возможность «оживить» героев прямо на страницах. Поэтому можно попробовать использовать издания с дополненной реальностью как способ заинтересовать ребёнка книгой и чтением в целом.
Работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, требует ежедневных поисков новых форм и методов работы. Одной из таких форм может стать мультипликация.
У большинства детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития основных психических процессов: речи, внимания, памяти и др. Все эти особенности развития приводят к трудностям в освоении программного материала. Современные дети с интересом смотрят мультфильмы, им легче воспринимать визуальную информацию, поэтому учителям-логопедам, учителям-дефектологам и педагогам-психологам на помощь в решении коррекционных задач приходит мультипликация.
Процесс создания детьми мультфильмов позволяет сочетать в себе такие приемы работы, как ИКТ – технологии ( просмотр снятого материала, озвучка, монтаж мультфильмов – совместно с педагогами), ИЗО-изотерапия (лепка персонажей мультфильма), сказкотерапия (придумывание сюжета, сочинение сказки, т.к. установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный терапевтический эффект), игротерапия (обыгрывание персонажами сюжета сказки), видеотерапия ( просмотр результатов своей работы).
Занятия с графическим редактором и создание мультипликаций стали одними из наиболее интересных для моих воспитанников. Индивидуальный подход к каждому ребенку, заинтересованность его в своем творчестве, желание поделиться своим творчеством с другими, подвигло меня отправить работы моих учеников на различные конкурсы.
Первые победы, дипломы участников, призы, показали, что творчество ребят не только интересно их педагогу, родителям, но и оно по достоинству оценено другими людьми. Дети увидели, что их воспринимают, оценивают, награждают за успехи, их творчество интересно другим.
Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Реутовский» всегда в поиске новых эффективных информационных технологий, чтобы еще раз доказать, что дети и подростки с ограниченными возможностями на многое способны!
«Зачем нужно развивать мелкую моторику"
специалист по реабилитационной работе Елизарьева Т.М.
Ученые — нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой рук и развитием речи.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
В КЦСОР «Реутовский» появилась «Звуковая лаборатория»
специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Ветютнева О.Н.
Совершенствование фонематического слуха - неотъемлемая часть подготовки к школе. Игра в нашей лаборатории помогает ребёнку слышать, повторять и действовать по заданию.